Во имя Господа Иисуса Христа

Лучшее для гитары. Заметки.

Лучшее для гитары. Заметки He стоит приближать гитару к другим инструментам и пытаться играть на ней, как на фортепиано или скрипке. В этом откровении не много мудрости. На самом деле гитара обладает достаточным спектром выразительных качеств и имеет свое определённое лицо как инструмент. Она уже достигла своего права занимать собственное место в музыкальном мире - и не нужно её делать служанкой, падчерицей и т.п. Она обладает яркой индивидуальностью.

Штрихи. Так как гитара не выражает такого разнообразия штрихов, как фортепиано, флейта, скрипка и др., то нужно уделять особенное внимание артикуляции и стараться не играть усредненным, близким к нон-легато штрихом, как некоторые гитаристы. Играет чисто, техника чистая, вроде бы все правильно, но нигде нет настоящего стаккато, легато и т.д. Лучше использовать разнообразный, яркий язык артикуляции. Только здесь важно не переборщить, иметь хороший вкус, то есть не пестрить, к примеру, штрихом "стаккато" там, где этот штрих неуместен, иначе это будет звучать как "умничанье" или "выпендреж". Мне кажется, Дуо Сонаре хорошо делает артикуляцию. Еще тут важно чувствовать эпоху и стиль, знать, где и что позволительно.

Арпеджио. Арпеджированные аккорды в средней части "5-й прелюдии" В. Лобоса Штепан Рак говорил играть "от первой струны". Вот и надо искать в каждой пьесе такие "маленькие чудеса", которые будут отличать игру от привычного, неинтересного, стандартного и надоевшего штампованного исполнения. Этими "чудесами" может быть многое: мелизмы, акценты, арпеджиато, глиссандо, вибрато, паузы, ускорения, замедления (как в "Сонате ре-минор" Скарлатти в одном месте делает Э. Фиск), крещендо, диминуэндо, форте, пиано и т.д. Это всегда очень занятно делать, особенно на сцене - эти "чудеса" имеют (производят то бишь) очень красивый, какой-то возбуждающий чувства эффект, сближающий артиста с публикой. Заметим, однако, что в отличие от Вильямса, Фиск смело использует оба рода контрастов - как динамический, так и тембровый (Куранта из сюиты e-moll).

Темп, ритм. Не обязательно на гитаре приблизить темпы к темпам других инструментов или оркестра. Дело в том, что каждый инструмент в плане темповых стандартов и возможностей настраивает слушателя на свою волну, так что темп становится приемлемым для слуха. Главным определяющим музыку условием здесь является не темп, как многие думают, а ритм. И если исполнение в плане ритма (соблюдение сильных и слабых долей, акцентов и т.д.) правильное, то не будет чувствоваться, что темп медленнее, чем он должен или мог бы быть. "Должен" - я имею в виду, если исполняется переложение пьесы, написанное в оригинале не для гитары, а для какого-нибудь другого, более подходящего в темповом отношении инструмента. (Вспомним "Жигу" из "Клавирной партиты" Баха в переложении Д.Таненбаума).

Целостность. Иногда какую-то технически сложную часть легче сыграть, если не отделять её от предыдущей части, то есть не играть отдельно. Так, например, в "Ренессансных покушениях" гораздо лучше и смелее чувствуешь себя в первой вариации, если перед ней сыграл тему, чем, если отрабатываешь только первую вариацию отдельно. Наверное, здесь играет роль целостность пьесы и логика развития музыки, а так же неразрывность внутреннего смысла пьесы. Именно этот внутренний смысл и помогает играть, если его не нарушать намеренным вычленением куска музыкального текста.


Композиция, преподавание, сочинение.













Яндекс.Метрика